Путник
|
Разберем эту "китайскую грамоту": Сразу стоит оговориться, что это обозначение может меняться в зависимости от страны- производителя... Часть данных может быть опущена. 1. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "DIM": ширина обода в дюймах (6,5 дюйма) 2. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "J": форма края обода. Может быть J, JJ, JK, K или L 3. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "DIM1": посадочный диаметр покрышки (он же "монтажный диаметр обода") в дюймах 4. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "HUMP": форма хампов. Может быть много вариантов: H, FH, AH и т.д... 5. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "ET": вылет колеса, в миллиметрах. Может быть даже отрицательным (ET-30). Вместо "ET" может стоять "OFFSET" или "DEPORT" 6. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "PCD": диаметр расположения центров отверстий для болтов крепления (в миллиметрах) и их количество (здесь- 5 болтов по кругу диаметром 114,3мм) 7. 6,5Jx15H2 ET45 PCD114,3/5 60 - "DIA": диаметр отверстия в диске для ступицы. Отверстия вообще может не быть! При выборе диска нельзя менять 6-й параметр (PCD- расположение центров отверстий), даже незначительно. Например- на ступицу с PCD100/4 можно одеть диск с PCD98/4 (разницу в 2мм глазом не заметишь), т.к. иначе- болты крепления будут самопроизвольно откручиваться, они будут перекошены, а диск будет бить. Крайне не рекомендуется покупать диски с увеличенным вылетом (параметр 5: ET). В противном случае резко возрастает нагрузка на подшипники ступицы. С уменьшенным вылетом поставить не удастся, т.к. будет мешать тормозной механизм. Да и смысла особого нет: устойчивость машины при этом уменьшается. Ширина обода в дюймах (DIM) меняться не должна, хотя это допустимо. Обычно более широкие диски покупают под более широкую резину. При этом необходимо соблюдать такое правило: ширина обода должна быть меньше ширины покрышки на 25..30%, Если, конечно, это не спецрезина (например- сверхнизкопрофильная). Если это правило не будет соблюдено- покрышку будет перекашивать в поворотах, что сильно скажется на устойчивости автомобиля Параметры J и HUMP (форма обода и хампов) имеют значение только для специалистов. Хотя если вы покупаете сверхнизкопрофильную или специальную резину- нелишним будет прочитать в инструкции по покрышке: подойдут ли эти параметры, или нет. Параметр DIA- диаметр отверстия для ступицы должен быть не меньше стандартного (иначе колесо просто не оденется). Если конструкция ступицы такова, что отверстия может не быть- тогда вам, соответственно, все-равно. Только не забудьте вставить в это отверстие специальную заглушку. Можно купить диски с отверстием больше, чем нужно, но это не красиво, да и грязь попадает.
|
Путник
|
С посадочным диаметром покрышки все просто: она должна совпадать с диаметром покрышки. При выборе бОльших дисков учтите, что само колесо (с покрышкой) не должно быть сильно выше стандартного, иначе оно будет задевать за крыло при повороте. Теперь разберемся с покрышкой (она же "резина", она же "каток"). Здесь все гораздо проще и прозаичнее- 195x70r15 H80 расшифровывается так: 1. 195x70r15 H80 - Ширина покрышки в миллиметрах. Имеется ввиду максимальная ширина, которая измеряется на одетом и установленном колесе. Ширина рисунка протектора, обычно, немного меньше. 2. 195x70r15 H80 - Высота покрышки в процентах от ширины. 195x70 означает 70% от 195, что дает 136,5мм... Примерно. 3. 195x70r15 H80 - Посадочный диаметр покрышки в дюймах. Здесь- 15 дюймов (как и диск) 4. 195x70r15 H80 - Индекс скорости (максимально допустимая скорость). См таблицу ниже 5. 195x70r15 H80 - Индекс нагрузки (максимально допустимая нагрузка на одно колесо). См таблицу ниже. Перед этим индексом может стоять пометка "LI"
|
Путник
|
Итак... выбираем колесо. Задача- поменять данный диск r15 на r16. И прикупить соотвествующую покрышку.
Что знаем: вылет (45), гайки (114,3/5), дырка под ступицу (60). Меняем DIM1:r15 на DIM1:r16 Найти: размер покрышки и DIM под нее (или наоборот). Соблюсти нужно два условия: внешний размер колеса и ширину обода. Внешний размер колеса: 15"(381мм)+195*0.7*2 = 654мм. Примем 650мм. Колесо не должно быть больше этого размера. Высота борта новой покрышки не должна быть больше 650-16"(406мм) / 2 = 244мм / 2 = 122. Для колеса шириной 195 это 122/195 = 0,62, или 195x60 r16 Для колеса шириной 210 это 122/210 = 0,58, или 210x60 r16 Для колеса шириной 220 это 122/220 = 0,55, или 220x55 r16 Для колеса шириной 230 это 122/230 = 0,53, или 230x55 r16
Ширина диска для выбранных колес: 195 * 0.7 = 136,5 мм (5,68"), т.е. 5,5 или 6 дюймов 210 * 0.7 = 147 мм (6,13"), т.е. 6 или 6,5 дюймов 220 * 0.7 = 154 мм (6,42"), т.е. 6,5 дюймов 230 * 0.7 = 161 мм (6,71"), т.е. 6,5 или 7 дюймов
Итак: имеем несколько выбранных комплектов: от 5,5Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 с резиной 195x60r16 до 7Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 c резиной 230x55r16
Теоретически- можно было бы вкрячить и более широкую резину, но в этом случае внутренние механизмы (амортизатор, тяги) могут задевать за колесо при повороте. Далее- выбираем индекс скорости и нагрузки. Индекс скорости просто смотрим по максимально допустимой скорости для автомобиля: для моих 220 км/ч может подойти V,ZR,W и Y. Однако эти классы резины довольно дорогие. Если дать себе слово не ездить быстрее 210 км/ч - можно поставить широко распространенную резину класса H. Индекс нагрузки выбрать сложнее, нежели индекс скорости. Нельзя просто разделить полную массу автомобиля на количество колес и посмотреть в таблице. Из-за разницы в нагрузке на переднюю и заднюю ось эти индексы могут значительно различаться. Например- при развесовке 50/50 (50% зад и 50% перед, например у БМВ) нагрузка на обе оси одинакова. Но обычно перед машины тяжелее за счет наличия двигателя и прочих вкусностей. Развесовка может быть 45/55, 40/60 и даже больше. Если вы не знаете развесовки собственного авто знайте: у большинства легковых авто развесовка 40/60. Зная полную массу авто (смотрим в ПТС: разрешенная max масса) получим, что на более нагруженную (переднюю) ось приходится 60% массы. Например- при массе 1100кг нагрузка на переднюю ось будет 660кг. Если на передней оси стоит 2 колеса, то мы и делим эту массу на два: получаем по 330кг на колесо, что соответствует индексу грузоподъемности 70 и выше. Для трехтонной газели на каждое из четырех задних колес приходится килограмм по 500, т.е. индекс не менее 84.
Итак: пишем на бумажку данные: от 5,5Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 с резиной 195x60r16 H70 до 7Jx16H2 ET45 PCD114,3/5 60 c резиной 230x55r16 H70 И смело идем с этим в магазин. А вообще- еще лучше переписать все эти выкладки на бумажку и идти в магазин вооружившись этими записями и калькулятором :)
По поводу индексов скорости и нагрузки могу рассказать два случая: 1. Один прикупил себе на 100-ю аудюшку недорогие колесики. Вполне ничего так колесики: широкие, с красивым протектором, правда- Воронежские... И пришлось ему практически сразу слетать в Минск и обратно. Именно слетать, т.к. медленно он ездить не умеет, т.е. до Минска и обратно он летел минимум 200... а ТО и все 220 :) По приезду в Смоленск он сильно сокрушался, ибо прикатил он на практически лысых колесах: из-за низкого индекса скорости поверхность покрышки сильно нагревалась и моментально сносилась (полностью за одну поездку, т.е. менее, чем за тысячу км).
2. Подарили на москвич 2140 покрышки- чешский Gislaved с индексом 80T. Что дает 190км/ч и нагрузку 450 кг. В общем те колесики и были-то не сильно новые, но они до сих пор в таком же состоянии, ибо нагрузка на них меньше в разы, а скорость выше 120 никогда и не развивалась (да и 120 редко). А годиков им уже сильно больше десяти... Жаль, только что последнее время они начали трескаться (резина состарилась), да и на одном из них от удара "кила" вылезла :) Пришлось купить новые :)
|